Город на реке Вологда
Раннее утро. Яркие солнечные лучи, словно преломляясь в утренней дымке, заливают все вокруг и весело поблескивают то там, то здесь в капельках росы. Поезд, размеренно перестукиавая колесами и не сбавляя ход, мчится мимо полей и пролесков, кое-где за окном мелькают деревенские одноэтажные домики. Я поглядываю на часы, и мне кажется, что поезд опаздывает. Уже минут через пять по расписанию мы должны прибыть в Вологду, а перед моим взглядом все мелькают и мелькают сельские пейзажи. За окном купе появилась паутина железнодорожных путей с разбросанными по разным веткам товарными и пассажирскими вагонами, поезд стал ехать медленнее. Но никаких следов близости города так и не обнаружилось.
Но вот, словно из-под земли стали вырастать городские кварталы. Поезд совсем замедлил ход, и за окном поплыло, словно теплоход, длиное одноэтажное белое здание вокзала, постройки, примерно, конца XIX в. Колеса вагона заскрипели, поезд пару раз вздрогнул и замер у перрона. Точно по расписанию. Предместья Вологды мы проехали всего за несколько минут. Наконец я ступил на вологодскую землю. Прохладный утренний воздух и обычная привокзальная суета окружили меня.
Вологда - ровесница Москвы. Первые упоминания в исторических летописях приходятся на 1147 г. В конце XIX - начале ХХ вв. при строительстве железных дорог, соединивших Москву, Ярославль и Архангельск, Петербург и Вятку (Киров), Вологда стала крупным узловым центром.
Пройдя через здание вокзала, оказываешься на привокзальной площади. Центром ее, как бы является все тот же "теплоход" вокзала. А вокруг на приличном отдалении разбросаны одно- и двухэтажные домики XIX в. постройки. Интересно, что подобное архитектурное решение характерно для губернских русских городов. Схожие по стилю привокзальные площади я встречал и в Туле, и в Курске, и во многих других областных центрах средней России.
Очень приятно поразила меня чистота, оказавшаяся нормой в этом городе от перрона и "до самых, до окраин". Все дома аккуратно выкрашены, под ногами редко где увидишь окурок или фантик от конфеты, трава на газонах аккуратно подстрижена. Все вокруг пропитано духом опрятности и порядка.
Транспорт в Вологде весь наземный. О четкости работы общественного транспорта мне составить впечатление не удалось. Передвигались по городу мы, в основном, на такси, или пешком. Зато, любопытным оказался факт, что при не слишком больших размерах города, такси как вид транспорта пользуется большой популярностью и весьма востребован не только приезжими, но и самими вологжанами. Интересно еще и то, что большой процент составляют заказные машины радио-такси, и их услуги дешевле, чем у остановленных на улицах города таксистов.
Для центральной части города характерна малоэтажная застройка. Не считая двух-трех современных зданий администрации (бывшие райком, исполком или что-то в этом роде), вся центральная часть Вологды застроена двух- трехэтажными очаровательными домишками, причем, большинство из них - деревянные, с резными крылечками и балкончиками.
Во всм облике города, в этих небольших деревянных домиках, в скромных вывесках и афишах, в свободных от машин улицах, везде чувствуется дух провинции. Причем, в самом лучшем смысле этого слова: в неспешности и приветливости вологжан, в отсутствии суеты и суматохи на улицах, в порядке и чистоте ухоженных двориков... и в какой-то незримой ностальгии по всему советскому.
Вологда - город с динамично растущим (в последние годы) населением. По данным 1926 г. число жителей города составляло 58 тыс. чел. Статистика 1970 г. говорит о 178 тыс. жителей, а перепись населения 1996 г. называет уже цифру в 300,4 тыс. жителей.
Еще одной характерной чертой Вологды оказалось множество церквей, разбросанных по центральной части города и по окраинам. Конечно же, главной достопремичательностью Вологды является Архиерейский двор, "окружённый каменными стенами с башнями (1671-75 гг.)", он же Вологодский кремль. Там открыт доступ для туристов на восьмигранную" колокольню (1654-59 гг., перестроена в XIX в.)" Софийского собора "(1568-70 г.; росписи 1686-88 гг., ярославский мастер Д. Г. Плеханов)," с которой открывается просто сумасшедший вид на город и изгиб реки Вологда.
В черте города бросается в глаза отсутствие крупных промышленных предприятий. За счет чего пейзаж города не обезображен торчащими в небо гигантскими трубами и многими гектарами территорий закрытых предприятиий, ощетинившихся уродливыми заборами. Зато при взгляде сверху, город повсеместно утопает в зелени.
Еще с советских времен Вологда не являлась ни закрытым городом, ни "крупным промышленным центром". Зато пищевая промышленность в регионе всегда была одной из профилирующих. Достаточно упомянуть словосочетание "вологодское масло", и перед глазами сразу появляются молочный комбинат и маслодельный завод.
Также Вологда на протяжении долгих лет завоевала себе славу центра легкой промышленности. Вологодские кружева и изделия из льна вологодских мастеров широко известны далеко за пределами Вологды.
А вот кинология в Вологде твердо ассоциируется с питомником русских той-терьеров "Талисман Любви", который и стал спонсором и организатором монопородной региональной выставки, в лице двух его радушных и гостеприимных владелиц - Марины Иожици и Ирины Самсоновой, которым и хочется выразить искреннюю благодарность за приятно проведенное в их городе время.
С низким поклоном к вам, Марина и Ирина,
Владимир В. Шаповалов.
P.S. Хочется выразить отдельную благодарность Ирине Половинкиной за своевременное приглашение на выставку и знакомства со многими специалистами-разведенцами, приехавшими на эту выставку.
Владимир В. Шаповалов
|